RSS

Встреча крюковских школьников с летчиком-космонавтом СССР, Героем Советского Союза, заслуженным летчиком-испытателем СССР И.П. Волком.

22.11.2013

«НА ЗЕМЛЮ ИЗ КОСМОСА МОЖНО СМОТРЕТЬ БЕСКОНЕЧНО!»

Когда-нибудь с годами

Припомним мы с друзьями,

Как по дорогам звёздным

Вели мы первый путь,

Как первыми сумели

Достичь заветной цели,

И на родную Землю

Со стороны взглянуть.

Песня «Я верю, друзья!».

Сл. В. Войновича

31 октября в актовом зале школы № 1740 состоялась встреча крюковских школьников с летчиком-космонавтом СССР, Героем Советского Союза, заслуженным летчиком-испытателем СССР И.П. Волком.

Почетными гостями мероприятия стали ветераны района Крюково.

Появление Игоря Петровича зал встречал стоя. Отрадно видеть, что в наш век высоких технологий, когда молодежь, кажется, уже ничем не удивишь, уважение к подвигу покорителей космоса остается неизменным.

Зал слушал космонавта с огромным вниманием. Игорь Петрович рассказал, как он, простой советский парень, родившийся на Украине и выросший на Дальнем Востоке, куда был направлен на работу его отец, «заболел» небом.

После переезда в Курск юноша принял приглашение прийти в местный авиаклуб. В то время он не собирался становиться летчиком, но техника его очень заинтересовала. Именно в Курске в апреле 1954 года 17-летний Игорь совершил свой первый полет. Интерес постепенно перерастал в серьезное увлечение, а затем – в настоящую любовь к небу.

После окончания школы встал вопрос о выборе профессии. Игорь сначала подчинился советам родных и оставил мечты стать летчиком, выбрав более «спокойную» специальность. Экзамены он сдавал успешно. Но буквально накануне последнего экзамена юноша понял, что не летать уже не может. И поступил в Кировоградское военное авиационное училище, которое с отличием окончил досрочно, за 2 года.

С 1956 года Игорь проходил службу в Бакинском округе ПВО. Молодой талантливый летчик освоил практически все типы отечественных истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолетов. Каким бы самолетом он ни управлял, не было случая, чтобы ему «не хватило» взлетно-посадочной полосы. Во время многочисленных учений лишь однажды скоростной маневренный истребитель смог настичь более тяжелый бомбардировщик, за штурвалом которого находился Волк.

В 1963-65 гг. И.П. Волк проходил обучение в Школе летчиков-испытателей Летно-исследовательского института (ЛИИ) им. Громова и начал работать в летно-испытательном центре (позже он будет назначен на должность заместителя начальника и руководителя центра). Здесь в полной мере раскрылись его способности.

Хладнокровие, выдержка, умение не теряться в экстремальной ситуации не раз выручали его в самых сложных обстоятельствах. Игорь Петрович стал настоящим специалистом посадки с неработающим двигателем и при нулевой видимости, отработал алгоритм посадки в экстремальных условиях. Особое умение он проявил в сложных испытаниях различных самолетов на инерционное взаимодействие, прочность, аэродинамику и динамику полета. К слову, общий налет у Волка – более 7000 часов, более 3500 из них – в испытательных полетах.

Работая в летно-испытательном центре, И.П. Волк окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе.

В рамках авиационно-космической программы «Спираль» в мае 1976 года он проводил испытания дозвукового аналога орбитального самолета – МиГ-105.11. В июле 1977 года опытный и грамотный летчик был зачислен в группу специальной подготовки по программе многоразовой космической системы «Буран», в конце 1978-го – назначен командиром создающегося отряда летчиков-испытателей № 1 комплекса «А» ЛИЦ ЛИИ, а в 1981-м – командиром отряда космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР.

После полутора лет общекосмической подготовки в Центре подготовки космонавтов им. Ю. Гагарина в 1984 году И.П. Волк совершил космический полет в качестве космонавта-исследователя корабля «Союз Т-12» (экипаж: В.А. Джанибеков, С.Е. Савицкая), работал на орбитальном комплексе «Салют-7» – «Союз Т-11» (экипаж: Л.Д. Кизим, В.А. Соловьев, О.Ю. Атьков). Продолжительность полета И.П. Волка составила 11 дней, 19 часов и 15 минут.

Отвечая на вопросы школьников, Игорь Петрович заметил: «Полет в космос стал для меня настоящим удовольствием». Первое время некоторые неудобства доставляла невесомость (при подготовке космонавты испытывают это состояние кратковременно). Но удалось быстро освоиться, и в дальнейшем проблем не возникало. Что касается однообразия «вида за окном», И.П. Волк сказал просто: «На нашу Землю из космоса можно смотреть бесконечно!»

Основную задачу Игорь Петрович должен был выполнить уже после приземления: пересесть за штурвал вертолета, а затем – управлять самолетом-лабораторией Ту-154, оснащенным системой управления «Бурана», и самолетом МиГ-25, приближенным к «Бурану» по аэродинамическим качествам. Успешно долетев до Подмосковья и вернувшись на Байконур, И.П. Волк доказал возможность пилотирования «Бурана» после воздействия факторов космического полета. За что после завершения этого серьезного испытания маршал А.Н. Ефимов поцеловал его со словами: «Спасибо, сынок!»

За успешное осуществление космического полета и проявленные при этом мужество и героизм в том же году И.П. Волку было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Помимо этой высочайшей награды, Игорь Петрович является кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, ордена Трудового Красного Знамени, Ордена Дружбы народов, награжден медалью «За заслуги в освоении космоса».

После полета в космос И.П. Волк до 1995 года оставался в составе отряда космонавтов. В ходе испытаний проекта «Буран» он выполнил 12 полетов на специальном экземпляре корабля без выхода на орбиту.

Однако, по ряду причин, развитие программы «Буран» пошло по пути полной автоматизации полета. Свой единственный полет «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Он был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия», совершил два витка вокруг Земли и произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения. В дальнейшем разработка многоразовых космических систем была приостановлена, а в 1993 году программа «Энергия-Буран» была окончательно закрыта.

Продолжая работу в качестве летчика-испытателя, И.П. Волк впервые исполнил фигуру пилотажа «кобра». Произошло это непроизвольно, во время испытания самолета СУ-27 на «штопор». В последующих полетах Игорь Петрович многократно повторил и досконально отработал эту фигуру, изучая поведение самолета на запредельных углах атаки.

Выглядит «кобра» очень эффектно: самолет резко задирает нос под углом более 90 градусов (некоторые модели самолетов вообще при этом могут пролететь часть расстояния хвостом вперед); затем самолет принимает исходное положение, не меняя направления полета и практически не теряя высоты. Но известна эта фигура во всем мире как «кобра Пугачева» – заслуженный летчик-испытатель В.Г. Пугачев, отточив технику ее исполнения, впервые продемонстрировал «кобру» на публике во время проведения международного авиасалона в Ле-Бурже в 1989 году.

При участии И.П. Волка разрабатывались и испытывались современные системы автоматического управления полетом, системы сбора и обработки информации.

Много сил отдал Игорь Петрович и общественной работе: был депутатом городского Совета г. Жуковский, в 1986-1990 гг. являлся президентом Всесоюзной федерации тенниса СССР, с 1988 года – президентом Федерации любителей авиации. И.П. Волк – первый вице-президент Федерации космонавтики России, председатель исполкома ФКР в 2003-2005 гг.

С удовольствием продолжает Игорь Петрович встречаться с молодежью. Вот и теперь он охотно отвечал на многочисленные вопросы школьников. Они выяснили, что НЛО он в космосе не встречал, в питании неприхотлив, любит спорт и музыку, не курит, страха в полете не испытывал и считает, что личная жизнь не мешает работе, а напротив, является залогом успеха.

Игоря Петровича принимали в Зеленограде особенно тепло. Возможно, определенную роль сыграл и тот факт, что «Буран» для зеленоградцев тоже является «своим» – здесь разрабатывались и производились устройства и блоки систем управления кораблем. А всего через несколько дней наступит 15 ноября 2013 года – 25-я годовщина со дня его полета.

На добрую память об этой встрече И.П. Волк получил множество подарков и цветов: от администрации района Крюково, педагогов и учащихся крюковских школ, районного Совета ветеранов войны и труда. В ответ Игорь Петрович раздал множество автографов всем желающим.

В завершение встречи школьники торжественно вручили букеты всем ветеранам, присутствовавшим в зале.

Елена Смирнова.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати