RSS

1 марта - Всемирный день гражданской обороны

08:34 27.02.2015

Международная организация гражданской обороны (МОГО) — англ. International Civil Defence Organisation (ICDO), фр. Organisation internationale de Protection Civile (OIPC). Находится в Женеве, Швейцария.

МЧС России является активным полноправным членом МОГО с 1993 года и участвует во всех кампаниях, проводимых этой организацией.

В 1931 году французский генерал медицинской службы Жорж Сен-Поль (фр. Georges Saint-Paul) основал в Париже Ассоциацию «Женевских зон» (фр. Lieux de Genève Association), которая впоследствии переросла в Международную организацию гражданской обороны. Под «Женевскими зонами» (Женева — место рождения Анри Дюнана, основателя Красного Креста) понимались нейтральные зоны или открытые города, где в период войн могли найти убежище определённые категории гражданского населения. В 1935 году по инициативе Ассоциации «Женевских зон» французский Парламент принял резолюцию, в которой предложил Лиге Наций «изучить возможности создания в каждой стране посредством соглашений, ратифицирующихся в Лиге Наций, мест, районов или зон, которые были бы свободны от какой-либо военной активности или становились бы таковыми в период военных конфликтов …». Генерал Сен-Поль умер в 1937 году, в том же году была удовлетворена его просьба о переводе Ассоциации из Парижа в Женеву.

Активная деятельность Ассоциации в период Гражданской войны в Испании в 1936 году и во время конфликта между Японией и Китаем в 1937 г. позволили создать нейтральные зоны для гражданского населения в городах Мадриде и Бильбао (Испания) и в Шанхае и Нанкине (Китай). Данный опыт был очень ограниченным, однако он показал, что идея нейтральных зон может быть реализована при определённых условиях. К сожалению, в период Второй Мировой войны ни одна из воюющих сторон не согласились создать или признать безопасные зоны в интересах другой стороны. После войны в 1949 году Дипломатическая Конференция, проходившая в Женеве, обновила первые три Женевские Конвенции и одобрила четвертую по защите гражданского населения в период войн.

В 1958 году Международная Ассоциация «Женевских зон» трансформируется в Международную организацию гражданской обороны. Её задачи были значительно расширены. Она получила право устанавливать связи между национальными организациями гражданской обороны, проводить и способствовать проведению исследований в области защиты населения, организовать обмен опытом и координировать усилия по предотвращению, готовности и действиям в чрезвычайных ситуациях.

В 1972 году после проведения Второй международной конференции по радиологической защите состоялась Ассамблея делегаций, на которой представители государств-членов МОГО утвердили текст современного Устава организации, представляющего собой международную конвенцию Устав одобрили 18 государств. Он вступил в силу 1 марта 1972 года и предоставил МОГО статус международной межправительственной организации.

По решению 9-й Генеральной Ассамблеи Международной организации гражданской обороны (МОГО) ежегодно 1 марта отмечается как Международный день гражданской обороны (гражданской защиты). (С французского языка, на котором говорил основатель МОГО (ассоциации «Женевских зон») Жорж Сен-Поль термин «Protection civile» переводится специалистами на русский язык и как «гражданская оборона», и как «гражданская защита».) Провозглашая его, Генеральная Ассамблея ставила своей целью более глубокое ознакомление общественности с задачами гражданской обороны и пропаганду её деятельности по защите населения, собственности и окружающей среды.

В настоящее время в МОГО входят 50 стран, еще 16 государств имеют статус наблюдателя. Всемирный день гражданской обороны, установленный в 1990 году, отмечается в странах — членах МОГО — с целью пропаганды знаний о гражданской обороне и поднятия престижа национальных служб спасения. Среди направлений деятельности МОГО следует выделить следующие: подготовка национальных кадров в области управления в период чрезвычайных ситуаций; оказание технической помощи государствам в создании и совершенствовании систем предупреждения чрезвычайных ситуаций и защиты населения; пропаганда опыта и знаний по гражданской обороне и вопросам управления в период чрезвычайных ситуаций. Подготовка специалистов проводится в Учебном центре гражданской обороны в Швейцарии.

В связи с 25-летием МОГО была учреждена медаль МОГО. Российская Федерация является членом МОГО с июня 1993 года, имеет в постоянном секретариате МОГО представителей и участвует во всех основных мероприятиях, проводимых этой организацией. Представлять Россию в этой международной организации, Правительством Российской Федерации поручено Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Российская Федерация в лице МЧС России активно участвует в международной деятельности МОГО.

Оценка положения дел в области сотрудничества МЧС России с этой организацией позволяет подтвердить необходимость укрепления отношений Российской Федерации с МОГО. В 2011 году по линии МЧС России, в дополнение к традиционным механизмам оказания гуманитарной помощи зарубежным государствам в рамках Концепции участия Российской Федерации в содействии международному развитию (поручение Президента Российской Федерации от 14 июня 2007 г. № Пр-1040), проводилась активная работа по реализации российских донорских взносов в фонды международных организаций с использованием многостороннего механизма содействия международному развитию (СМР), которое в числе прочего предполагает оказание гуманитарного содействия зарубежным государствам в различных формах (продовольственная помощь, гуманитарное разминирование, подготовка кадров, техническая помощь и др.). Кроме того, МОГО является одним из ключевых партнеров МЧС России по развитию сотрудничества с государствами Ближнего Востока.

В соответствии с установками российского руководства за счет целевых российских взносов в фонд Международной организации гражданской обороны осуществлялись следующие проекты содействия в области гуманитарного разминирования: в Сербии – выполняется пятилетняя программа разминирования на период 2008-2012 годов, которая главным образом ориентирована на обеспечение реализации российско-сербских энергетических проектов.

В 2008- 2011 годах отряд во взаимодействии с Противоминным центром Сербии выполнял задания по разминированию участков в районе городов Ниш и Парачин, через которые планируется прохождение будущей трассы газопровода «Южный поток». За этот период отрядом очищено и передано сербским властям около 2,7 млн. кв. м территорий. В ходе работ обнаружено и уничтожено свыше 2,0 тыс. неразорвавшихся боеприпасов, включая авиационные бомбы, артиллерийские снаряды и другие типы ВОП.

При этом последние два года отряд функционирует как совместное подразделение, в котором плечом к плечу работают российские и сербские саперы; в Ливане – в течение 2010 - 2011 годов реализован проект по оказанию помощи в разминировании, в рамках которого осуществлена поставка в страну средств и имущества разминирования, включая современные минные тральщики; в Шри-Ланке – за счет средств российского целевого взноса в фонд МОГО в 2010-2011 годах реализован проект содействия в разминировании северных территорий страны: ланкийцам поставлено по 100 комплектов детекторов и средств защиты сапера, а также 4 комплекта минных тральщиков.

В ноябре 2011 г. в Коломбо состоялась церемония торжественной передачи этих средств в дар ланкийской стороне с участием высокопоставленных представителей властей Шри-Ланки, руководства Посольства Российской Федерации, а также представителей МЧС России и МОГО.

Общая освоенная в 2011 году сумма по проектам разминирования по линии МЧС России составила 14,17 млн. долларов. За счет целевых российских взносов в фонд МОГО осуществлялись проекты и по другим направлениям: так, например, суммарный объем помощи, оказываемой Никарагуа по линии МЧС России в период 2011-2013 годов, составит более 53,0 млн. долларов, что дает возможность проведения глубокой модернизации всех основных компонентов национальной системы гражданской защиты страны.

Помимо этого, продолжается реализация совместных проектов по подготовке кадров. В частности, при административном и методическом содействии МЧС России в ноябре-декабре 2011 г. на базе Оздоровительного комплекса «Спасатель» проведен международный учебный семинар МОГО «Методология психологической поддержки в чрезвычайных ситуациях» для представителей из стран СНГ.

Также обеспечено участие представителей МЧС России в международных учебных курсах «Управление в чрезвычайных ситуациях» в Казахстане (июнь 2011 г.) и «Чрезвычайное реагирование на землетрясения» в Китае (октябрь- ноябрь 2011 г.).

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека, но на отдельных примерах (потоп в Крымске), можно наблюдать то, как плохо выполняется нормативно-правовая база. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

В истории гражданской обороны зарубежных стран обычно выделяется пять основных этапов.

Начинает свою историю формирование гражданской обороны с 1910-1940 годов, когда ряд стран, таких как Англия Германия, Франция, Швеция и др., основываясь на опыте прошлой войны и в преддверии следующей, задумались о защите тыловых территорий и мирного гражданского населения. Стали возникать соответствующие органы государственного управления, которые отвечали за организацию местной противовоздушной обороны, началось строительство защитных сооружений. В этот период разрабатывались первичные системы оповещения населения об опасности, а также активно происходило обучение мирных граждан методам и способам самозащиты.

На втором этапе, в период с 1940 по 1950 годы, во время мировых войн, в европейских странах очень активно использовалась система гражданской обороны. Следует отметить, что благодаря мероприятиям данной системы было спасены жизни многих миллионов людей.

Третий этап стал отправной точкой для становления гражданской обороны как элемента военной мощи. Основным вопросом в обеспечении безопасности мирного населения в 50-е-60е годы стала уязвимость стран от средств ядерного поражения противника.

Период с конца 60-х и 70-е годы, четвертый этап развития, характеризуется ослаблением внимания к вопросам ГО. В это время им в основном занимаются узкий круг специалистов, который пытался связать перспективный план развития ГО с концепцией ограничения ядерной войны.

С конца 80-х годов начался новейший этап развития ГО. Общественность осознала, что в будущей ядерной войне не может быть победителей, а будут только побежденные. Поэтому на первое место вместо идеи «взаимного гарантированного уничтожения» пришла идея «гарантированного выживания», что потребовало переосмысления подходов ко всей гражданской безопасности.

Большое значение придают страны НАТО гражданской обороне. Проводятся различные учения населения, строятся убежища и т.д. знакомят население с правилами поведения и действиями в ЧС.

Гражданская оборона стран НАТО организуется таким образом, что бы практическое осуществление её мероприятий было возможно во всех необходимых случаях, немедленно и в полном объёме, в соответствии с обстановкой. Главную задачу гражданской обороны составляет защита населения. Люди, как известно, - наивысшая ценность любого государства. Обеспечение безопасности людей составляет важнейшую цель оборонных мероприятий стран НАТО. От успешного решения задачи защиты населения всецело зависит успех решения всех остальных задач, как гражданской обороны, так и вообще обороны государства.

Страны НАТО поддерживают способность выпускать установленные виды продукции в объёмах, предусмотренных соответствующими планами (для объектов и отраслей не производящих материальные ценности, - транспорт, связь и другие – выполнять свои функции) во время войны.

Гражданская оборона НАТО выполняет стратегическую оборонную задачу: защищает население и промышленность от оружия массового поражения вероятного противника, большинство населения обеспечивает укрытием в надёжных защитных сооружениях, имеются запасы средств индивидуальной защиты, приборы радиационной и химической разведки. Многое делается для повышения устойчивости работы промышленных предприятий. Несмотря на принимаемые меры, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера остаётся высокой. Принятые за последние годы решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещение и уничтожение химического оружия снижают возможность применения оружия массового поражения в современных войнах и вооружённых конфликтах, но полностью угрозу не исключают. Не следует забывать, что количество государств, владеющих ядерным оружием, увеличилось за счёт Индии и Пакистана. Давно известно о наличии атомных бомб в Израиле. Вместе с тем в концепциях ведения современных войн всё большая роль отводится высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах (так называемому не летальному), использованию политических, экономических и информационных мер давления на противника. В этих условиях задачи гражданской обороны, как и прежде, продолжают оставаться актуальными, а по некоторым направлениям приобретают большую значимость.

Гражданская оборона стран НАТО выполняет функции по защите населения и территории от природно-техногенных опасностей в мирное время и обеспечивает защиту населения в военное время. Как показывает опыт риск мирного и военного времени в значительной степени похож, методы защиты населения почти одинаковы. Страны НАТО решают весь комплекс задач по противодействию чрезвычайным ситуациям в мирное и военное время. Они занимаются предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а так же успешно действуют в период опасности, появляющихся при возникновении военных конфликтов и в ходе военных действий. Большое значение придаётся выполнению инженерно – технических мероприятий по защите населения как мирное, так и в военное время. Постоянное и всё усиливающееся обучение населения. Последние годы в ряде стран НАТО – Германии, Франции и д.р. в связи с изменившейся военно-политической обстановкой, происходит трансформация взглядов на роль гражданской обороны и порядок её ведения. Эти страны определяют, что силы и средства гражданской обороны должны готовиться не столько к действиям в условиях ядерной войны, сколько уметь решать задачи, возникающие в мирное время, уделяя при этом особое внимание мобилизационному планированию. Коренные изменения в характере военных конфликтов, средствах вооружения, социально – экономической обстановке требуют нового, более обстоятельного и всеобъемлющего отношения к защитным мероприятиям. В XXI веке НАТО становится более значимой структурой для стран не только в военное, но и в мирное время. Активное участие её сил и средств в ликвидации любых чрезвычайных ситуаций становится необходимым.

Вся оборона стран НАТО строится по принципу стратегической мобильности: промышленность, с/х, органы управления – готовы к быстрому переходу на работу по планам военного времени. Основные тенденции развития гражданской обороны НАТО, её доктрину на начало XXI века можно было бы сформулировать так: максимальное сохранение имеющегося потенциала, адаптация к новым военно-политическим и социально-экономическим условиям, создание возможностей для последовательного оперативного развёртывания сил и средств в короткие сроки и до необходимого уровня, гибкое стратегическое и оперативное реагирование на изменение обстановки.

Техногенные катастрофы в странах НАТО

Социальные проблемы, успешно решаемые странами НАТО, на основе достижений научно-технического прогресса, начали драматично переплетаться с негативными последствиями торжества новых технологий – с так называемыми техногенными проблемами, преодоление которых требует отвлечения значительной части национального дохода, иной системы концентрации ресурсов, а так же координирующей роли государств, совместных действий в границах огромных регионов и, даже, всего мирового сообщества. Практическая работа стран НАТО в этих стратегических направлениях признаётся эффективной, пользуется общественной поддержкой и широко освещается в средствах массовой информации.

Военно-политическое руководство НАТО рассматривает гражданскую оборону (ГО) в качестве неотъемлемой части защиты населения в чрезвычайных ситуациях (стихийные бедствия, техногенные катастрофы) и в случае применения противником оружия массового поражения. Основная задача ГО заключается в создании и подготовке сил и средств, необходимых для сохранения функций государственного управления в любых условиях военно-политической обстановки в ходе войны, защиты населения и жизненно важных секторов экономики от вооруженного воздействия противника.

В последние двадцать лет наметилась тенденция к более широкому использованию сил и средств ГО для решения задач мирного времени, таких как ликвидация последствий стихийных бедствий, а также крупных производственных аварий и катастроф. Это связано, прежде всего, со снижением уровня международной напряженности, а также возросшим за последние годы числом стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, в особенности на объектах, где в технологическом цикле используются расщепляющиеся материалы и вредные химические вещества.

В отдельных странах блока сокращаются силы и средства ГО, предназначенные для использования в военное время, снижается объем работ по строительству защитных сооружений. Вместе с тем ливийский кризис, а также локальные конфликты в других районах мира негативно сказываются на снижении напряженности в мире, а, следовательно, и на проводимых в связи с этим мероприятиях в сфере ГО.

Единой системы ГО в рамках альянса не существует. Все мероприятия проводятся на государственной основе с координацией национальных усилий комитетом ГО, который входит в состав главного комитета НАТО по разработке чрезвычайных планов в гражданской области - SCEPC (Senior Civil Emergency Planning Committee). Координация охватывает вопросы не только ГО, но и мобилизационного развертывания экономики. При этом ГО играет подчиненную роль.

Комитет гражданской обороны состоит из секретариата и трех рабочих групп: по оповещению населения, строительству убежищ и укрытий, эвакуации и делам беженцев. Работе комитета в целом и входящих в него элементов постоянное содействие оказывает советник по гражданской обороне и его аппарат в группе чрезвычайного гражданского планирования при международном штаб-секретариате НАТО. В последней имеется библиотека и фильмотека по вопросам ГО, которые используются и пополняются странами-участницами.

Комитет ГО изучает представляющие общий интерес для всех членов блока вопросы гражданской обороны, координирует деятельность соответствующих национальных органов в области ГО, а также разрабатывает необходимые рекомендации по организации оповещения и защиты гражданского населения в военное время. При изучении общих для всех стран НАТО проблем гражданской обороны комитет ГО наибольшее внимание уделяет вопросам возможных последствий воздействия вероятного противника на важнейшие военно-экономические центры средствами массового поражения и организации необходимых мероприятий гражданской обороны в таких центрах.

В ходе перевода блока с мирного положения на военное планами НАТО предусматривается формирование "гражданских органов военного времени", на которые будет возложена задача координации деятельности гражданского сектора в интересах объединенных сил альянса. Планируемые для работы в этих органах представители стран-участниц уже в мирное время проходят специальную подготовку и широко привлекаются для участия в проводимых по линии гражданской обороны общеблоковых мероприятиях.

К настоящему времени в большинстве стран НАТО созданы и функционируют государственные системы ГО, сложилась определенная структура ее органов, сил и средств. В состав такой системы входят: органы управления; система связи, оповещения, радиационной разведки и дозиметрического контроля; система защитных сооружений, запасы продовольствия, сырья и материалов; силы и средства ГО – как штатные, так и добровольческие.

Организационная структура государственных систем гражданской обороны стран-участниц имеет много общего и в перспективе будет развиваться в направлении дальнейшего совершенствования и унификации. Общее руководство деятельностью в этой области, как правило, осуществляют министерства внутренних дел через созданные при них управления гражданской обороны. Исключение составляют США, где органы ГО подчинены президенту, Канада – федеральному правительству, Норвегия – министерству юстиции и полиции, Польша – премьер-министру и Чехия – министру обороны.

На управления гражданской обороны, в зависимости от особенностей страны, возлагаются задачи по разработке, координации и проведению следующих основных мероприятий: организация спасательных работ, эвакуация раненых, оказание неотложной помощи; прием и размещение лиц, оставшихся без крова; предотвращение пожаров, аварий на производстве и транспорте (в том числе связанных с утечкой радиоактивных и химически опасных веществ); тушение пожаров (включая лесные); ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф (в частности, проведение дегазации и дезактивации, очистка водной поверхности от нефтепродуктов и химически опасных веществ); выявление и учет зданий и сооружений, пригодных для использования в качестве защитных сооружений; подготовка формирований ГО; эксплуатация и модернизация систем оповещения, радиационной разведки и дозиметрического контроля; подготовка руководящих кадров и специалистов ГО; подготовка населения по вопросам ГО; снабжение соответствующих служб и формирований необходимыми техническими средствами и оборудованием; проведение научных исследований по проблемам ГО.

Территории европейских стран НАТО разделены на округа, подокруга, зоны, районы, подрайоны и участки гражданской обороны. Так, в ФРГ имеется 15 округов, в Великобритании - 11 округов и 18 подокругов, в Норвегии - 4 округа, в Дании - 7, в Венгрии - 20, в Польше - 49, во Франции - 6 зон, в Италии - 12 зон, в Чехии - 86 районов. В округах, подокругах, зонах, районах созданы штабы ГО, которые есть также и в административно-территориальных единицах – штатах, департаментах, провинциях, городах, коммунах, общинах и т. п.

Силы ГО в странах НАТО включают формирования центрального подчинения, региональные, местные и подразделения самозащиты. Формированиями центрального подчинения в ряде стран являются подвижные колонны различного назначения, которые при необходимости могут сводиться в корпуса ГО. Основное предназначение подвижных колонн - ликвидация последствий применения оружия массового поражения, проведение аварийно-спасательных работ, а также оказание оперативной квалифицированной помощи на местах. Особенностью лих формирований является их многоцелевая направленность, то есть наличие в них подразделений различного назначения – аварийно-спасательных, восстановительных, расчистки завалов, оказания первой медицинской помощи, противопожарных и других. Они наиболее подготовлены и технически оснащены для выполнения работ по ликвидации аварий на атомных электростанциях и других объектах с ядерными и химическими компонентами.

В мирное время колонны содержатся по сокращенным штатам и укомплектованы командным и инструкторским составом. В большинстве стран они, как правило, имеют постоянные места дислокации, которые одновременно являются местом сбора по тревоге и центром обучения и тренировок формирований местной гражданской обороны.

В периоды чрезвычайных ситуаций подвижные колонны намечается использовать главным образом в крупных городах и промышленных центрах. Их комплектование проводится в основном путем призыва военнообязанных для прохождения срочной службы. Такая система дает возможность планомерно и заблаговременно готовить квалифицированный состав для служб ГО.

К региональным формированиям относятся отряды различных служб гражданской обороны, которые формируются в наиболее важных промышленных городах и крупных населенных пунктах. В отличие от формирований центрального подчинения они предназначены для использования по месту дислокации, как правило, на объектах, за которыми закреплены.

Местные формирования представляют собой многочисленные подразделения различных служб, создаваемые во всех городах и населенных пунктах. Подразделения самозащиты в ряде стран блока дополняют местные формирования гражданской обороны.

Формирования гражданской обороны стран НАТО в целом неравнозначны. Их структура, численность и предназначение зависят от государственных особенностей каждой страны и имеющихся у них систем гражданской обороны. Наиболее развитыми считаются силы ГО в ФРГ, Норвегии, Дании, Нидерландах, Бельгии, Польше и в некоторой степени во Франции, Италии, Канаде, Турции и Чехии. Сравнительно слабые силы ГО в Греции, Испании, Португалии и Венгрии. Как показывает практика, в мирное время, особенно при ликвидации стихийных бедствий и аварий на промышленных предприятиях, наиболее подготовленным контингентом формирований гражданской обороны являются противопожарные подразделения.

Строительство новых защитных сооружений приостановлено в связи с низкой вероятностью применения ОМП странами, располагающими им. Реконструкция и дооборудование убежищ периода Второй мировой войны наибольшее распространение получили в ФРГ, Великобритании, Италии, Греции. В ряде государств Западной Европы широко практикуется использование под убежища и укрытия подземных и полуподземных сооружений двойного назначения (гаражей, складов, тиров, спортивных залов, кафе и т. п.), которые в мирное время используются по прямому назначению, а в условиях чрезвычайной обстановки в короткие сроки переоборудуются для укрытия населения.

В большинстве стран НАТО законодательствами по гражданской обороне рекомендуется обследовать подвальные помещения существующих зданий и оборудовать в них укрытия. Это же касается и вновь строящихся зданий. Вместе с тем реализация таких рекомендаций во многом зависит от государственных субсидий и дотаций частным владельцам.

Эвакуация и рассредоточение населения как один из способов защиты, а также мероприятия по их планированию и организации в странах НАТО в значительной степени определяются размерами их территорий, размещением и плотностью населения, уровнем развития дорожных сетей, наличием транспортных средств и другими факторами.

Высокая плотность населения, насыщенность промышленными предприятиями и малая площадь европейских стран, особенно в Центральной Европе, значительно осложняют выбор районов для размещения эвакуируемых, а также организацию и проведение эвакуации и рассредоточения населения. Тем не менее, почти во всех из них планируется перемещение жителей из вероятных районов нанесения ядерных ударов, предполагаемых зон радиоактивного заражения, а также районов, где ожидается развертывание боевых действий.

В условиях ракетно-ядерной войны в странах Европы, по оценке командования НАТО, могут возникнуть неконтролируемые потоки беженцев, которые значительно затруднят передвижение и снабжение войск. Во избежание этого правительства ряда государств-участников предусматривают проведение мероприятий по сокращению и регулированию потоков беженцев, оказанию им помощи. В этих целях, в частности, заключены двусторонние соглашения о приеме и размещении их на территории соседних стран.

Единой сопряженной системы оповещения в рамках блока нет. Однако большинство стран-участниц располагает хорошо развитыми системами оповещения. Все мероприятия по их созданию и совершенствованию проводятся в государственных рамках с координацией комитетом ГО. Существующие системы оповещения, как правило, включают национальные и региональные (в округах, штатах, землях, провинциях и т. п.) центры оповещения, а также пункты и посты оповещения.

Центры оповещения чаще всего размещаются в оборудованных в противоатомном отношении подземных и заглубленных сооружениях, вынесенных за пределы крупных городов и других вероятных объектов ядерного удара.

Пункты и посты оповещения обычно устраиваются в государственных учреждениях с круглосуточным режимом работы (полицейских участках, пожарных депо, помещениях местных радиостанций, узлов связи ит. п.). Первичную информацию национальные (иногда региональные) центры оповещения получают от соответствующих органов ПВО НАТО.

В качестве звуковых средств наружного оповещения в большинстве стран применяются в основном сирены электрического и пневматического действия. Для оповещения населения, находящегося в помещениях, могут быть использованы теле- и радиоприемники. Наиболее совершенные и развитые системы подобного назначения развернуты в США, Великобритании, ФРГ, Канаде, а также во Франции, Норвегии, Дании, Нидерландах и Бельгии.

Большое внимание в НАТО уделяется вопросам организации гражданской обороны в промышленности. Комитет ГО рекомендует создавать ее на всех предприятиях с числом работающих не менее 30 человек. Однако эта проблема в отдельных странах решается в зависимости от национальных особенностей, в связи с чем, минимальное количество работающих на заводах, где создаются подразделения гражданской обороны, колеблется в пределах от 30 до 50 человек.

В мирное время на промышленных предприятиях, как правило, функционируют следующие службы ГО: противопожарная, аварийно-спасательная, первой медицинской помощи, оповещения, радиационной разведки и дозиметрического контроля и другие. По рекомендации комитета ГО на предприятиях, насчитывающих от 500 до 5 000 человек, численность личного состава формирований служб гражданской обороны в военное время должна составлять примерно 8-10 % общего числа работающих. В мирный период этот показатель снижается до 2-3 %. На крупных заводах с десятками тысяч занятых на производстве рекомендуется создавать отдельные части и подразделения формирований ГО.

В большинстве стран блока мероприятия по медицинскому обеспечению в системе ГО проводятся органами здравоохранения, а в ряде государств - по линии медико-санитарной службы ВС.

Медико-санитарные службы в системе гражданской обороны создаются на основе государственных и частных учреждений и органов здравоохранения во всех звеньях ГО - от штабов округов до местных органов гражданской обороны, а также промышленных и торговых предприятий. Эти службы включают: органы управления, стационарные лечебные учреждения (госпитали и больницы, пункты неотложной помощи) и подвижные формирования, создаваемые на период чрезвычайного положения (медико-санитарные отряды, отряды и колонны санитарного транспорта, медицинские колонны и батальоны, санитарные роты и взводы, группы по оказанию первой помощи, пункты сортировки и эвакуации раненых).

Для увеличения емкости госпитальной сети на период военного времени в большинстве стран НАТО предусматриваются и частично проводятся мероприятия по развертыванию дополнительных госпиталей, а также принимаются меры к расширению существующих лечебных учреждений, а также создаются запасы медикаментов и медицинского оборудования.

Принцип привлечения к службе в гражданской обороне стран НАТО различный. Во многих из них, например, в ФРГ, Франции, Бельгии, Нидерландах, Норвегии и Дании, добровольный принцип сочетается с обязательным призывом определенных континентов для комплектования военизированных формирований ГО. В США, Канаде и Великобритании используется в основном добровольная служба, а в некоторых государствах (Турция, Португалия) комплектование сил гражданской обороны осуществляется по призыву.

Во всех государствах значительное внимание уделялось и уделяется обучению населения правилам поведения на случай природного и техногенного характера.

Для подготовки кадров для системы ГО во всех странах блока созданы и функционируют различные учебные заведения. Так, подготовка руководящего состава в США осуществляется в институте федерального агентства по управлению в чрезвычайных ситуациях FEMA (Federal Emergency Management Agency); в ФРГ - в академии гражданской обороны; во Франции, Бельгии, Дании, Нидерландах - в национальных и высших школах ГО; в Канаде, Великобритании, Норвегии, Турции - в колледжах соответствующего профиля. В этих учебных заведениях проходят подготовку и другие категории личного состава ГО. Для подготовки личного состава военизированных формирований, подвижных колонн, а также местных сил гражданской обороны в ряде стран функционируют учебные центры регионального и местного значения.

Взаимодействие органов ГО стран НАТО с вооруженными силами, в первую очередь с сухопутными войсками, является одним из важнейших вопросов организации ГО. Такое взаимодействие организуется как в рамках блока (через комитет ГО), так и в национальном масштабе и закреплено в соответствующих законодательных актах. Необходимость в нем диктуется тем, что вероятность массовых разрушений, относительная ограниченность технических средств и подготовленных кадров в системах гражданской обороны, отсутствие в ряде стран формирований ГО потребует привлечения воинских частей и подразделений для выполнения некоторых задач, прежде всего по ликвидации последствий применения ОМП. В свою очередь, вооруженные силы в отдельных случаях будут нуждаться в помощи органов гражданской обороны.

Взаимодействие органов ГО с вооруженными силами организуется во всех странах НАТО, но в каждой из них имеет свои особенности. В наибольшей степени оно присуще тем странам, где системы ГО развиты слабо или формирования ГО отсутствуют.

Таким образом, Гражданская оборона в зарубежных странах рассматривается руководством этих стран как система, действия которой направлены на защиту населения и экономики от следствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и случаев военных конфликтов.

Несмотря на то, что каждая страна развивает и формирует собственные варианты национальной структуры Гражданской обороны, исходя из конкретных обстоятельств экономических возможностей, физико-географических, климатических, естественных особенностей, все эти системы руководствуются, прежде всего, гуманной целью, учитывая гуманитарные права в соответствии с Женевской Конвенцией 1949г.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати